|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Заготовительное отделениерайонах концентрированного энергетического строительства и представляют собой группу производственных комплексов для эксплуатации и технического обслуживания строительных машин, механизмов и средств транспорта, материально-технического снабжения, укомплектования и укрупнительной сборки оборудования и конструкций, производства мелкосерийных металлоконструкций, товарного бетона и раствора, асфальтобетона, товарной арматуры. Кроме того РПКБ включает в себя ряд заготовительных производств, таких как сантехническое, вентиляционное, столярно-плотничное, колерное, раскрой стекла, линолеума. Для повышения эффективности машиностроения все больше капитальных вложений направляется на техническое перевооружение заводов, механизацию и автоматизацию, углубление специализации, улучшение технологии, устранение узких мест, развитие заготовительных производств, на ускоренное окончание начатых строек и пусковых объектов. Одним из основных показателей эффективности использования металла в машиностроении является уровень образования отходов при переработке черных металлов в заготовительных цехах, а также конструктивная металлоемкость производимых изделий, их надежность и долговечность. Образование отходов непосредственно влияет на потребность в металле. Они связаны с факторами металлургического (сортаментом применяемого металла) и машиностроительного характера. К машиностроительным факторам относятся соотношения различных способов обработки металла и технический уровень соответствующих заготовительных производств в машиностроении. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В машиностроении и металлообработке удельный вес заготовительных производств в среднем по трудоемкости технологических процессов составляет около 32%, механической обработки— 37%, сборки и окраски — 31%. Научно-технический прогресс вносит изменения в структуру производимых заготовок как в части удельного веса отливок, поковок и штампованных заготовок, так и в части применения вместо них профильного проката, изделий из пластмасс, металлокерамики, сварных конструкций. Изменения происходят и в соотношении трудоемкости между основными технологическими переделами. Постоянно расширяется состав продукции межотраслевого применения, в том числе и заготовительных производств, под влиянием технико-экономических условий развития сферы применения машин, стандартизации и унификации в машиностроении. Г^л а в а 5. Повышение эффективности заготовительных производств . , 180 Из производственной структуры современного промышленного предприятия исчезает не только электростанция. Начато выделение на специализированные заводы ремонтных работ и продолжает выделяться производство инструментов. Специализируется транспорт; на очереди выделение складского хозяйства и других обслуживающих хозяйств, вспомогательных и заготовительных производств. Попутно отметим, что в настоящее время передается специализированным организациям и выполнение ряда функций отделов заводоуправлений. В США только 2,34% всех рабочих машиностроения было занято в литейных и кузнечных цехах, 0,53% — в модельных [1 ], поскольку со специализированных заготовительных производств машиностроительные заводы получали около 40% поковок и штамповок, 3/4 стального и 3/6 чугунного литья. Уровень специализации производства определенной продукции принято характеризовать при помощи коэффициента специализации производства, показывающего удельный вес специализированного производства во всем выпуске данной продукции в стране. В СССР на долю централизованного специализированного производства заготовок, узлов, деталей приходится лишь 1,5%, при имеющих возможностях централизовать 20—24% общего объема машиностроительной продукции. Одно это высвободило бы по Советскому Союзу более 625 тыс. рабочих. По данным Госплана РСФСР, наши машиностроительные заводы могли бы получать до 80% заготовок со специализированных производств, однако кооперированные поставки чугунного литья в СССР не превышали 11 %, стального литья — 21 %, поковок и штамповок — немногим более 21%. В РСФСР доля товарного литья несколько выше—13,8 и 26,8% соответственно, но специализированные предприятия заготовительных производств РСФСР обеспечивали в 1964 г. потребности машиностроения в чугунном литье лишь на 3,1%, в стальном — на 6,5%, в поковках и штамповках — на 6,7%. В последнее время сложившуюся специализацию и кооперирование заводов нередко нарушают сами министерства. Только по восьми союзным министерствам 67 предприятий отказывались от поставок по кооперации литья и поковок предприятиям других отраслей. Все это вынуждает тысячи заводов организовывать и развивать собственное, зачастую полукустарное и потому в 3—5 раз более дорогое, производство заготовок. Специализированные инструментальные заводы СССР выпускали около 20% инструмента и 3% всей специальной оснастки. С 1960 г. по 1965 г. темпы прироста мощностей специализированных заготовительных производств были в 2—2,5 раза ниже темпов развития машиностроения. Систематически не выполнялись весьма скромные планы развития специализированного производства всей промышленной продукции. За эти годы фактический прирост специализированных мощностей по большинству изделий составил 50—80% плановых заданий. В текущей пятилетке (1966— 1970 гг.) на развитие межотраслевой и внутриотраслевой специализации машиностроение получит средств примерно в 4 раза больше, чем в предыдущей. Весьма успешно решена в нашей стране централизация производства электроэнергии: подавляющее большинство заводов получает электроэнергию со стороны. Возникает вопрос: является ли заготовительное производство действительно основным, существенным, типичным для машиностроительного завода? Ведь структура, т. е. взаимосвязь существенных частей или процессов, позволяющая сохранить единство целого, при выводе заготовительных производств с машиностроительного предприятия не нарушается. Об этом свидетельствует опыт ряда наших и зарубежных машиностроительных заводов, которые эффективно работают без собственных заготовительных цехов. Следовательно, заготовительные цехи не являются обязательной частью машиностроительного завода. Его основное дело — механообработка и сборка изделий. В условиях цеха трубы со склада направляют в заготовительное отделение, где их обрезают и скашивают кромки. Затем трубы подают на сборку, куда поступают и готовые детали (отводы, тройники, фланцы, переходы и др.). Сборку узлов производят на столах-стендах, оснащенных приспособлениями, позволяющими собирать элементы в определенном диапазоне размеров. Разделение элементов на группы по типоразмерам позволяет выделить из технологического процесса значительную часть операций с большими партиями однотипных деталей и организовать производство узлов в специализированных поточных линиях. В таких линиях собирают и сваривают отдельные подузлы (рис. 8.95), например трубу с фланцем или угольником, затем эти подузлы поступают на укрупнительную, а потом Рис- ?-94- Схема перемеще- В настоящее время широкое распространение получила блокировка цехов и устройств в группы: литейную, кузнечную, холодной штамповки, механосборочную, деревообрабатывающую и общезаводскую, каждая из которых (за исключением последней), наряду с производственными цехами, включает также склады исходных материалов и готовой продукции. Например, литейная группа, помимо цехов — чугунолитейного, фасонно-сталелитейного и цветного литья, включает склады шихты, топлива и формовочных материалов, склад литья, модельный цех и др.; кузнечная группа, помимо кузнечно-штамповочных и кузнечно-прессовых цехов, включает также склад металла и заготовительное отделение, первый термический, инструментально-штамповый и другие цехи. Механо-сборочная группа состоит из механического цеха, второго термического, сборочного, металлопокрытий, окрасочного, инструментального, ремонтно-механического и испытательной станции. Аналогичную структуру имеют группы холодной штамповки 1 — мостовой кран на полуэстакаде; 2 — стоечные стеллажи для хранения пруткового металла; 3 —• весы; 4 — узкоколейный путь для электротележки, подающей металл в заготовительное отделение цеха 6 Заготовительное отделение об Ослабленный размер поковки или штампа 1аблица Л больших зданиях или совместно с другими цехами, например термическими. Здание в зависимости от величины цеха может быть • одно- или двухпролётным. В последнем случае в главном пролёте (ширина 12, реже 15 м) размещаются основные производственные отделения, а в дополнительном пролёте (ширина 6—9 м) — заготовительное отделение, склад металла или заготовок, склад готовых поковок, требующие изоляции отделения термического цеха (цианирование, азотирование, травление), контрольное отделение и др. Такой тип здания весьма распространён преимущественно на станкостроительных заводах. Склад металла и заготовительное отделение цеха расположены в отдельном здании. Фиг. 17. Компоновка рессорного пеха автомобильного завода (вариант крупносерийного производства) с продольным расположением термических печей: /—склад металла; // — заготовительное отделение; /// — площадка хранения межоперационного задела; /V—термическое отделение: V — площадка хранения межоперационного задела; Фит. 18. Компоновка рессорного цеха автомобильного завода (вариант крупносерийного .или массового производства с поперечным расположением термических печей): /—открытая эстакада для склада металла; // — цеховой склад металла; /// — заготовительное отделение; /V — места хранения межоперационного задела; V — термическое отделение; VI — подвал для мэслоохладительной установки и слива масла; VII — сборочное отделение; VIII—отделение окраски; IX — вспомогательные службы; Л— бытовые помещения; X/— рампа для погрузки рессор. / — оборудование заготовительного отделения; 2 — агрегаты для термообработки рессорных листов, состоящие из закалочной печи, гибочио-закалочной машины и отпускной лечи; 3 — сборочные конвейеры; 4 — камеры для окраски рессор; 5—сушилки д.пя рессор; б—цепной подвесной конвейер для транспортирования рессор; 7— пластинчатые транспортёры; 8 — узкоколейный путь; 9— электрические мостовые краны; 10— ж.-д. путь. Фиг. 23. Расположение оборудования в цехе горячей навивки пружин при серий-ном производстве: / — склад металла; // — заготовительное отделение; /// — терми-ческое отделение; IV— межоперационные склады; V—контроль;/ — рольганги; 2 — ножницы; 3 — печь: 4 — ковочные вальцы; 5 — ножницы; 6 — пресс; 7— молоты; 8 — печи для нагрева под навивку; 9 — навивочные станки; 10 — закалочные баки; // — печь для отпуска; 12— бак; 13— обжимные прессы; 14 — наждачные станки; 15— печь для закалки; 16— печь для отпуска; 17 — обжимные прессы; IS — стол; Фиг. 36. Компоновка цеха холодной штамповки автомобильного завода. /—заготовительное отделение и склад заготовок; //— участок колеса; /// — участок картера; IV—участок крыла; V — участок капота и кабины; VI — участок кузова; VII— участок бензобака; VIII— участок индивидуальных деталей; IX — участок отжига и травления деталей; X — участок мойки и склада готовых деталей; XI — участок штамповки деталей рамы; XII—участок сборки рамы; X///—склад листового и ленточного металла; XIV—лаборатория; XV—бытовые помещения; XVI — инструментальные кладовые; XVII—склады штампов; XVIII— цеховые конторы; XIX — участок брикети-ровки;ХХ — склады химикатов, строительных материалов, спецодежды и др.; XXI—купоросное отделение; XXII — склады ленточного металла; XXIII — сортировочная площадка. Заготовительное отделение Сборочное отделение По цеху Рекомендуем ознакомиться: Загрязненной промышленными Загрязненности фильтрующего Загрузочные устройства Зацепления исходного Захоронение радиоактивных Захватного устройства Зажимного приспособления Закаленных углеродистых Закаленное состояние Закаливающей способности Закалочной жидкостью Закалочного трансформатора Заклепочных соединений Заклепочном соединении Зацепления определяется |