|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Значительно упрощаетсяЦирконий, благодаря малому сечению захвата, высокой температуре плавления, пластичности и высокой коррозионной стойкости цирконии получил преимущественное применение для покрытия тепловыделяющих элементов и труб (малое эффективное сечение захвата нейтронов в реакторе). Цирконий имеет две аллотропические модификации: а — с решеткой г. п. у. и Р — с решеткой о. ц. к. Температура перехода а=?*Р равна 862СС. Механические свойства циркония колеблются в зависимости от чистоты, структурного состояния и других факторов в следующих пределах: ов = 20-4-49 кгс/мм2; 0,;.2 = 5-4-20 кгс/мм2; 6 = 20-4-40%; твердость НВ 304-60. Отсюда видно, что это весьма мягкий и непрочный металл. Легирование циркония значительно упрочняет его. Известны сплавы на основе циркония с прочностью 0В = = 80-4-100 кгс/мм2 (при этом пластичность снижается до б = 3-т-5%). В качестве одного из высокопрочных сплавов циркония можно указать на сплав циркаллой, содержащий 0,5—1% Sn, 0,2% Fe и 0,3% №. Добавка в титан молибдена значительно упрочняет получаемый сплав. Молибден с титаном образует непрерывный ряд твердых растворов. В промышленности наиболее часто применяют кремнистые стали 55С2, 60С2А, 70СЗА. Вследствие того что кремний повышает прокаливаемость, задерживает распад мартенсита при отпуске и значительно упрочняет феррит, кремнистые стали 50С2, 55С2 и 60С2 имеют высокие пределы текучести и упругости, что обеспечивает хорошие свойства. Кремнистые стали применяют для изготовления пружин вагонов, многих автомобильных рессор, в станкостроении, для торсионных валов и др. Однако кремнистые стали склонны к обезуглероживанию, образованию поверхностных дефектов при горячей обработке и графитообразованию, что снижает предел выносливости. Дополнительное легирование кремнистых сталей Сг, Mn, W, Ni увеличивает их прокаливаемость и уменьшает склонность к обезуглероживанию, графитизации и росту зерна при нагреве. Пружинно - рессорные стали предназначены для изготовления пружин, рессор, торсионных валиков, мембран. Основное требование к этим сталям -сохранение в течение длительного времени упругих свойств. Пружинные стали должны иметь высокий предел упругости, предел выносливости. Эти стали содержат обычно 0,5...0,7% С и легируются чаще всего кремнием, который повышает прокаливаемость, задерживает распад мартенситапри отпуске и значительно упрочняет феррит, создает высокое значение предела упругости. Кремнистые стали 50С2, 55С2. 60С2А, 70СЗА применяют для изготовления пружин вагонов, многих автомобильных рессор, в станкостроении, для торсионных валов и др. Режимы термической обработки и механические свойства сталей приведены в табл . 11. СУПЕРДУРАЛЮМИН — сплав алюминия с 4% Си, 0,4% Mg, 0,7% Mn, 1% Si. Отличается по хим. сост. от дуралю-мина марки Д1 повышенным содержанием кремния, к-рый значительно упрочняет С. при искусств, старении (см. Старение алюминиевых сплавов). С, имеет более высокие значения пределов текучести и прочности: аь=45— 49 кг/мм*, 0С,2=35—39 кг/мм\ 6=8—14%. В СССР применяется сплав типа С. марки АК8. Из него готовят прутки, поковки, штамповки (см. Алюминиевые сплавы деформируемые ковочные), а для листов не применяют из-за большой склонности к межкристаллитной коррозии (см. Коррозия алюминиевых сплавов). Никель — хром — молибден. Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных сплавов этого типа, целеот-образно обсудить общее влияние каждого из компонентов на коррозионное поведение сплава. Никель склонен к питтингу. Добавление к никелю хрома, например в сплавах 80№— 20Сг (нихром) или Инконель 600, значительно упрочняет пассивную пленку, но все же не в такой степени, чтобы предотвратить щелевую и питтинговую коррозию в морской воде. Поэтому сплавы никель—хром и никель—хром—железо можно использовать в условиях погружения только в тех случаях, когда приходится иметь дело с быстрым потоком воды, скорость которого достаточна для поддержания пассивности, или же когда применяется катодная защита. В целом названные сплавы более стойки к местной коррозии, чем никель. При определенных условиях для развития местного пробоя пассивной пленки может потребоваться несколько лет. Поверхностная закалка и отпуск. Ряд деталей машин и механизмов, работающих на износ, подвергают поверхностной закалке, осуществляемой различными методами. Поверхностная закалка позволяет применять менее легированную сталь, заменяет в ряде случаев трудоёмкие операции химико-термической обработки (цементация, азотирование) и значительно упрочняет поверхностный слой деталей, работающих, кроме трения, в условиях знакопеременных нагрузок. В последние годы в СССР получает распространение поверхностная закалка при глубинном индукционном нагреве (объемно-поверхностная закалка). В этом случае глубина нагрева до надкритических температур больше, чем глубина закалки (прокаливае-мость). Детали, имеющие тонкое сечение, нагреваются насквозь. Глубина закалки, таким образом, определяется не глубиной нагрева, а прокаливаемостью стали, поэтому для поверхностной закалки применяемая сталь должна прокаливаться на меньшую глубину, чем глубина нагрева. После зякялки на поверхности образуется мартенсит (60 HRC), а в сердцевине, поскольку здесь скорость охлаждения меньше критической, — сорбит или троос-тит, что значительно упрочняет ее (30—40 H.RC, ав — 1200ч-1300 МПа). В промышленности наиболее часто применяют кремнистые стали 55С2, 60С2А., 70СЗА. Поскольку кремний повышает прокаливаемость, задерживает распад мартенсита при отпуске и значительно упрочняет феррит, кремнистые стали (50С2, 55С2 и 60С2) имеют высокие пределы текучести и упругости, что обеспечивает хорошие свойства. Кремнистые стали применяют для изготовления пружин вагонов, многих автомобильных рессор, в станкостроении, для торсионных валов и др. Однако кремнистые стали склонны к обезуглероживанию поверхностных дефектов при горячей обработке и графитообразованию, что снижает предел выносливости. Дополнительное легирование кремнистых сталей Сг, Мп, W, Ni увеличивает их прокаливаемость и уменьшает склонность к обезуглероживанию, графитизации и росту зерна при нагреве. Двухфазные (а + {5)-сплавы. Физические свойства сплавов приведены в табл. 62, механические — в табл. 63 и на рнс. 7—10. Сплавы легированы алюминием и ^-стабилизаторами. Алюминий значительно упрочняет а-фазу при 20—25 °С и повышенных температурах, увеличивает термическую стабильность 3-фазы, снижает плотность (а + (З)-сплавов, что позволяет удерживать ее на уровне титана, несмотря на присутствие элементов высокой плотности V, Mo, Cr, Fe, Nb. Наибольшее упрочнение достигается при легировании титана эвтектоидообразу-ющими (5-стабилизаторами Fe, Сг, Мп Цирконий. Благодаря малому сечению захвата, высокой температуре плавления, пластичности и высокой коррозионной стойкости цирконий получил преимущественное применение для покрытия тепловыделяющих элементов и труб (малое эффективное сечение захвата нейтронов в реакторе). Цирконий имеет две аллотропические модификации: а — с решеткой г. п. у. и (5 — с решеткой о. ц. к. Температура перехода ссв:3 равна 862°С. Механические свойства циркония колеблются в зависимости от чистоты, структурного состояния и других факторов в следующих пределах: ств = 204-40 кгс/мм2; Сто.э = 54-20 кгс/мм2; 6 = 204-40%; твердость НВ ЗО-т-60. Отсюда видно, что это весьма мягкий и непрочный металл. Легирование циркония значительно упрочняет его. Известны сплавы на основе циркония с прочностью ов = = 80н-100 кгс/мм2 (при этом пластичность снижается до 8 = Зч-5%). В качестве одного из высокопрочных сплавов циркония можно указать на сплав циркаллой, содержащий 0,5—1% Sn, 0,2% Fe и 0,3% Ni. Это уравнение показывает связь между теплоемкостями ср и cv. Для идеального газа оно значительно упрощается. Действительно, внутренняя энергия идеального газа определяется только его температурой и не зависит от объема, поэтому (du/du)T = 0 и, кроме того, из уравнения состояния (1.3) следует p(dv/dT)p = R, откуда Сборка узла значительно упрощается, если вместо шпоночных соединений применяют шлицевьте, а валы выполняют одного диаметра по всей длине шлицев. Технологические схемы строят по следующему правилу. В левой части схемы указывают базовый элемент (базовую деталь или базовый узел, подузел), а в правой части схемы — изделие (узел, подузел) в сборе. Эти две части соединяют горизонтальной линией. Выше этой линии прямоугольниками обозначены все детали в порядке последовательности сборки. В нижней части прямоугольника указаны узлы, входящие непосредственно в изделие; на схемах узловой сборки обозначают подузлы первого порядка (1СБ.10); на схеме сборки подузла первого порядка— подузлы второго порядка (например, 2С6.14) и т. д. Технологические схемы сборки узла сопровождают подписями, если таковые не очевидны из самой схемы, например «Запрессовать», «Сварить» и т. д. Составление технологических схем сборки значительно упрощается при наличии образца изделия. Наиболее сложной для автоматизации операцией является ориентирование. Если эту операцию выполняет рабочий, то установка значительно упрощается и это нередко является причиной отказа от применения полностью автоматизированных устройств. В случае газовой цемента ним можно получить заданную концентрацию углерода в слое; сокращается длительность процесса, так как отпадает необходимость прогрева ящиков, наполненных малотеплопроводным карбюризатором; обеспечивается возможность полной механизации и автоматизации процессов и значительно упрощается последующая термическая обработка деталей, так как закалку можно проводить непосредственно из цементационной печи. Ферриты с прямоугольной петлей гистерезиса характеризуются вы-гокой остаточной индукцией (приближающейся к магнитному насы-цению) и малой коэрцитивной силой. Эти ферриты используют в радиотехнике, аппаратах связи и автоматического управления (бесконтактные реле), в ЭВМ (запоминающие устройства, сумматоры, логические элементы и др.). При замене ферритами соответствующих устройств надежность работы различных блоков ЭВМ повышается в несколько раз, значительно упрощается конструкция и уменьшаются габариты. Марки этих ферритов следующие: 45НН, 55НН, 200НН2 (Ni— Zn) и др. В агрегатированной конструкции 6 вал червячного колеса установлен в двух опорах, из которых одна расположена в корпусе, другая — в диафрагме 1. Обе опоры можно обработать в сборе, получив необходимую соосность. Вал червячного колеса соединен с приводным валом ш.тицевым переходником 2. Монтаж редуктора значительно упрощается. На рис. 173. а, в изображены примеры нетехнологичного расположения отверстий в корпусных деталях. Обработка значительно упрощается, если расположить отверстия параллельно (вид J) или перпендикулярно (вид г) к базовым плоскостям. При проектировании и изготовлении теоретически точного эволь-вентного конического зацепления встречается ряд практических трудностей [3]. Поэтому профилирование эвольвентного конического зацепления сводят к построению эвольвентных зубьев на поверх-нос:'ях так называемых наружных дополнительных конусов с вершинами Oj и 02, оси которых совпадают с осями проектируемых колес, а образующие перпендикулярны к образующим делительных конусов. В этом случае построение торцовых поверхностей зубьев значительно упрощается, так как доп элнительные конусы могут При перекатывании тела качения трутся о сепараторы. Для уменьшения потерь можно применять направляющие без сепараторов, но таких конструкций, которые обеспечивают при малом трении высокую точность перемещений. Например, в конструкции, изображенной на рис. 298, м, шарики 4 перекатываются по стальным калиброванным пруткам 5, заложенным в точные желоба 6. Заменить изношенные прутки относительно легко, и ремонт такой направляющей значительно упрощается. других сечений. В этом случае значительно упрощается 'аппаратура для сварки. Рекомендуем ознакомиться: Значительно уменьшиться Значительно упростится Заготовки достигается Значительно увеличилась Значительно увеличится Значительно замедляет Значительную концентрацию Значительную сложность Знакопеременным нагрузкам Знаменатель поперечные Знаменателем прогрессии Золотника определяется Золотника сервомотора Заготовки нагревают Золотниковое устройство |